Ученые раскрыли механизм "обоняния" бактерий

Фото: Пресс-служба МФТИ

Учёные из МФТИ вместе с коллегами из исследовательского центра Юлих, Института структурной биологии в Гренобле и Европейского центра синхротронного излучения узнали, как работает механизм “обоняния” у бактерий. Работа, опубликованная в журнале Science, поможет понять, как бактерии осуществляют обмен информацией и образуют устойчивые группы на стерильных поверхностях или в организме человека.

Для того, чтобы узнавать о происходящем снаружи мембраны, клетка использует особые молекулярные машины — белки. Этот механизм ученые и называют "обонянием". Авторы исследования показали, как именно сигнал передается внутрь клетки бактерий, грибов и растений. "Понимая механизмы передачи сигнала более полно, мы можем рассчитывать в будущем научиться манипулировать такими клетками, и в частности ослаблять или нейтрализовать вредные эффекты патогенных микроорганизмов", — комментирует исследования один из авторов исследования Иван Гущин, заведующий лабораторией структурного анализа и инжиниринга мембранных систем МФТИ.

Лекарства, влияющие на бактериальное "обоняние" -— перспективные заменители современных антибиотиков. Они не убивают бактерии, а лишь подают им сигналы для того, чтобы те стали безвредными для организма. Так как лекарства такого типа не нарушают нормальную жизнедеятельность микроорганизмов, к ним не может выработаться устойчивость, в отличие от классических антибиотиков.

Если вы хотите узнать больше о жизни микроорганизмов, приходите на премьеру нашего фильма «Жизнь с бактериями» 25 мая.

Наука