Гибридная карета

Видео с первым гибридным автомобилем, построенным в конце XIX века

Самым первым легковым автомобилем с гибридным двигателем, дошедшим до наших дней, считается «Армстронг Фаэтон». Эта удивительная конструкция была собрана в США инженером Гарри Деем (Harry E. Dey) в 1896 году. Его оригинальные технические решения опередили свое время на десятки лет.

В настоящее время автомобиль считается гибридным, если использует для движения более одного источника энергии. Как правило, это связка из электромотора с аккумуляторами и двигателя внутреннего сгорания. «Армстронг Фаэтон» в полной мере соответствует этому описанию: он оснащен как бензиновым 6,5-литровым двухцилиндровым двигателем, так и маховиком динамо, подключенным к бортовой батарее. Динамо использовалось для зарядки аккумулятора, обеспечивало работу зажигания и электрических фар, что было новинкой в конце XIX века — владельцы обычных автомобилей были вынуждены регулярно заряжать емкости для питания ламп на специальных станциях. Кроме того, на «Фаэтоне» был применен принцип рекуперативного торможения и электростартера, который появился на дорогих и роскошных «Кадиллаках» только через 16 лет.

Еще одним интересным техническим решением была полуавтоматическая коробка передач. При переключении селектора на рулевой колонке электросцепление автоматически отключалось и включалось, устраняя необходимость в отдельной педали. Несмотря на обилие смелых технических решений, «Фаэтон» имел только один недостаток: его двигательная установка оказалась слишком мощной для каретных колес, и втулки регулярно ломались.

В настоящее время машина полностью отреставрирована и продана коллекционеру за $484 000. А идея гибридного двигателя на массовом легковом автомобиле ждала своей очереди чуть более века, пока не была реализована в 1997 году в «Тойоте Приус».

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации