Любовь с точки зрения эволюции

В День святого Валентина предлагаем вам взглянуть на любовь по-научному

90% птиц моногамны, а среди млекопитающих образуют пары только 5% видов. Что знает наука о любви и ее эволюционном смысле?

 

Что такое любовь по-научному?

Ученые и врачи неоднократно исследовали влюбленных: брали у них анализы крови, делали МРТ и проводили другие анализы. В результате выяснилось, что влюбленность влияет на мозг человека и меняет уровень гормонов: наблюдаются «скачки» серотонина, кортизола, тестостерона, окситоцина, дофамина и др. Одни гормоны заставляют волноваться, другие вызывают сексуальное влечение, третьи отвечают за ощущение счастья, эйфорию.

Химическая «формула любви» дополняется изменениями в мозге. Американские нейробиологи, делавшие влюбленным МРТ, говорят об «отключении» зон в префронтальной коре мозга, отвечающих за принятие рациональных решений и контроль. В то же время происходит активация угловой извилины, которая располагается в задней части теменной доли. Этот участок мозга позволяет человеку оперировать понятиями в переносном значении и участвует в образовании метафор. Угловая извилина считается сравнительно поздним эволюционным приобретением (ей около 5 млн лет) и присутствует только у гоминидов. По мнению Стефани Качиоппо из Иллинойского университета, эта область мозга связана с романтическими чувствами у влюбленных: не случайно они начинают приукрашивать объект страсти и даже писать стихи.

 

Эволюционный смысл любви

Как возникла любовь в природе и есть ли у нее смысл с точки зрения эволюции? Этому вопросу посвящены многие научные работы последнего десятилетия — ученые ищут объяснение удивительной моногамии среди птиц и приматов.

Ведь в мире животных немало «романтики», которая все еще составляет загадку для биологов-эволюционистов. Почему золотоволосые пингвины, завидев свою половинку, начинают «танцевать» и издавать клокочущие звуки, а при появлении птенцов сохраняют союз (отец заботится о птенцах, а мать добывает пищу)? Почему ящерицы-короткохвосты каждый брачный период возвращаются к одному и тому же партнеру, даже если их отношения длятся 20 лет? Что заставляет европейских бобров хранить верность своим бобрихам всю жизнь?

К счастью, ответ у ученых уже есть: «любовь» родилась благодаря родительскому инстинкту, или, говоря по-научному, моногамия сформировалась в процессе эволюции для лучшей защиты потомства.

В одном из исследований этот вывод иллюстрируется на примере взаимоотношений птиц вида зебровые амадины.

Ученые из Института орнитологии Общества Макса Планка в Зеевизене устроили серию свиданий для 200 пернатых, предоставив им возможность выбрать спутника жизни. Затем амадин разделили на две группы. В первую попали «счастливые» семьи, где самец и самка взаимно выбрали друг друга, во вторую — «несчастливые», сформированные учеными искусственным образом: исследователи просто поменяли птиц парами уже после того, как они выбрали себе партнера.

В результате оказалось, что любящие друг друга амадины выращивают на 37% больше птенцов. В парах, где партнеры были приставлены друг к другу «насильно», наблюдался высокий процент гибели птенцов в первые дни после вылупления, также было больше число потерянных, разбитых и неоплодотворенных яиц.

Ученые определили, что самец амадины, который не испытывает чувств к своей самке, не склонен заботиться о потомстве. А значит, с точки зрения эволюции любовь необходима для того, чтобы забота о потомстве и процветании рода была более эффективна. То же самое, по мнению исследователей, относится и к людям.

 

Любовь как способ остановить детоубийство

Моногамия у животных. Лебеди создают пары на всю жизнь и смена партнёра возможна только в случае гибели одного из лебедей

У многих видов приматов привязанность матери к ребенку с первых дней жизни возникает на клеточном уровне, заставляя сосредоточить свое внимание только на детеныше. Такое поведение провоцирует самцов на детоубийство. Получается замкнутый круг: особи желают спариваться, чтобы продолжать свой род, и сами же не дают развиться потомству. Биолог Кристофер Опи вместе с коллегами по Университетскому колледжу Лондона предположил, что моногамия как естественный процесс возникла с целью остановить детоубийство.

Чтобы подтвердить свои догадки, исследовательская группа под руководством Опи попыталась определить, как менялась модель поведения приматов при спаривании и взращивании потомства в процессе эволюции. Ученые выяснили, что утверждение моногамии началось около 20 млн лет назад, сразу же после прекращения истребления самцами детенышей. На основе проанализированного материала Опи вместе с коллегами выдвинули тезис о том, что именно моногамия способствовала прогрессу в эволюционном развитии: самцы помогали самкам в воспитании детенышей, тем самым сохраняя потомство и сильно повышая его шансы на выживание.

 

Секс в обмен на пищу

Человек с точки зрения эволюционистов относится к гоминидам — семейству наиболее прогрессивных приматов. Эволюцию их отношений проследил американский антрополог Оуэн Лавджой. По его мнению, именно появление моногамии у приматов объясняет появление трех уникальных человеческих особенностей: двуногости, редукции клыков и скрытой овуляции.

Речь изначально шла о взаимовыгодном сотрудничестве полов на основе принципа «секс в обмен на пищу». Пока самки оставались с детенышами, самцы преодолевали большие расстояния в поисках пищи и часть добычи приносили «женам». Делать это на четвереньках было крайне неудобно, к тому же добывать еду было проще с помощью примитивного орудия, например палки. Под влиянием этих факторов состоялся постепенный переход к прямохождению. Самцы, кормившие самок, повышали свой репродуктивный успех, поскольку у их потомства улучшались шансы на выживание.

Тот факт, что самцы гоминид начали систематически носить самкам еду, изменил направленность отбора. Самка была заинтересована в том, чтобы «кормилец» ее не бросил, самец — чтобы самка ему не изменяла. Достижению этих целей мешала принятая у самок приматов манера «рекламировать» овуляцию. Постепенно особи, скрывающие овуляцию, становились предпочтительными партнершами. В результате у самок гоминид пропали все внешние признаки готовности или неготовности к зачатию.

По мере укрепления парных связей предпочтения самок изменялись: они перестали выбирать самых агрессивных и доминантных самцов, предпочитая им заботливых «мужей» и «отцов». Внешние признаки агрессивности (например, крупные клыки) перестали привлекать самок. В итоге «невесты» стали предпочитать «женихов» с маленькими клыками — и под действием полового отбора клыки у всего вида быстро уменьшились. Снижение внутригрупповой агрессии создало предпосылки для эффективного сотрудничества приматов и дальнейшего развития их разума, так что первобытная «любовь» и моногамия в конечном итоге поспособствовали развитию всего человечества.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации