Нейробиологи выявили, что помогает запоминанию и обучению не хуже повторений

Shutterstock
Долгосрочная память — результат сложного неврологического процесса. Новое исследование показывает, как формируется этот тип воспоминаний и что может нарушить их создание. Собственно, найдены научные доказательства того, о чем давно подозревали тренеры и педагоги.

«Повторение — хорошо задокументированный триггер для формирования памяти: чем больше раз что-то повторяется, тем лучше оно запоминается. Однако механизм в мозге более сложен. Наши исследования показывают, что результаты повторения могут быть разными при формировании долговременных воспоминаний. Нейроны могут реагировать не только на само повторение, но и на порядок повторяющихся переживаний», — объясняет ведущий автор исследования, нейробиолог Николай Кукушкин из Нью-Йоркского университета (США).

Научная статья вышла в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, о ней сообщили в университете.

Ученые исследовали память Aplysia californica, калифорнийского морского слизняка. Аплизия — удобный организм для такого рода исследований, потому что ее простые механизмы памяти хорошо изучены на молекулярном и клеточном уровне. Нейроны, которые их контролируют, могут быть выделены и изучены в чашке Петри, как это сделали авторы исследования, воспроизведя все необходимые компоненты формирования памяти.

Авторы работы обучили эти нейроны, применяя повторяющиеся химические импульсы, которые воспроизводили реакцию аплизии на легкие удары электрическим током. Затем ученые отслеживали долговременное укрепление связей между нейронами, то есть наблюдали за формированием долговременной памяти.

В рамках экспериментов исследователи изучили активность белка ERK, необходимого для памяти. Раньше считалось, что активность ERK должна увеличиваться в процессе обучения. Но обнаружилась более сложная история: «перетягивание каната» между молекулами, которые активируют ERK (и, следовательно, поддерживают память), и теми, которые ее деактивируют (то есть помогают забывать).

Повторения событий (имитация ударов током) имели эффект только в том случае, если их интенсивность увеличивалась, а не уменьшалась. Ученые предполагают, что это может представлять собой эволюционную адаптацию.

«Формирование долговременной памяти, таким образом, зависит от того, какая из двух конкурирующих сторон в перетягивании каната ERK со временем одержит победу. Но, возможно, более важно то, что эффекты повторяющихся событий не просто накапливаются. На самом деле, у них разные роли, например, передавать информацию в долговременную память. Нейроны могут ощущать не просто повторение, но изменение силы стимулов, и они используют эту информацию», — говорит Кукушкин.

Проще говоря, чтобы что-то надежно запомнить или к чему-то подготовиться, надо наращивать интенсивность повторений и тренировок по мере приближения к дате сдачи или выступления, а не наоборот.

Исследование: после длительного употребления сладкой газировки крысы сильно глупеют

Нейрофизиологи поняли, как сделать любое воспоминание приятным или грустным